Творческий анализ по теории композиции ландшафта
«Сады страны Ож» Нормандия Франция.
Les
Jardins du Pays d'Auge или Сады Страны Ож находятся в районе Камбремера Нормандии. Сад был
заложен в 1994 году, когда Amelle и Jacques Noppe купили участок поля размером
6 акров, вокруг огромной отреставрированной
фермы 18 века, которую теперь владельцы
сада используют как блинный ресторан. Также они являлись владельцами питомника
растений и поэтому они решили создать парк, который вместил бы
наибольшее количество местных растений в различном их окружении. Кроме того,
это было бы отличной рекламой для их растений, которые они выращивали и
предлагали на продажу. Сады страны Ож - это
колоритная страна цветов с экзотическими садами и живописными видами. Важным
элементом садов Ожа являются старые небольшие домики, которые хозяева собирали на
территории Франции и восстанавливали их. При создании
сада целью хозяев было показать большое разнообразие различных растений, которые смогли бы передать и подчеркнуть дух старинных
построек. Идею саду дал садовый дизайнер Chantal
Lejard-Gasson и он задумала его как «эволюционный» сад.
Сады страны Ож построены по принципу
небольших прямоугольных комнат, которые выстроены вдоль вертикальной оси
структурного плана. Четкая геометрия не дает структуре сада слиться с
окружающим природным ландшафтом, вследствие чего теряется ощущение
естественности, раскованности и проникновенности. Для того чтобы передать
глубину идеи и не разрушить гармонию с природой наилучшим вариантом были бы
плавные неправильные линии природного происхождения, которые растворились бы в пространстве и
задали саду необыкновенное ощущение резонанса. Ведь резонанс возникнет только тогда, когда наша внутренняя природа будет
подобна природе, окружающей нас.
Чтобы передать заложенную идею, посадки
растений в саду выстроены в основном в вегетативном стиле, однако явно идет
акцент на том, что это создано искусственно, что в свою очередь дает ощущение
скованности. Об этом нам говорит самая основная конструкция сада – зеленая
живая изгородь. Необычная стрижка изгороди заставляет остановить взгляд зрителя
на определенном объекте на фоне его стриженой части, однако, в тот же момент
вольный и естественный верх дает возможность заднему плану остаться в
визуальном кадре и не разрушить его целостность.
Визуальные кадры говорят о том, что
импрессионизм является основным художественным направлением для построения
данного сада. И, как нам известно, художественная концепция импрессионизма строится
на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его
изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления.
Одна из основных
тенденций построения дизайна - естественные, или дикие сады. Такие сады
имитируют природные ландшафты - побережье, горы, болото, лес, луг... Они
заселены растениями, естественно произрастающими в такой среде. Растения
натурализуются (начинают жить своей жизнью с минимальным вмешательством садовода)
и счастливо существуют в привычных условиях. В данном саду это такие растения,
как: липовая аллея, коллекция хост и манжеток,
своеобразна голубятня, окруженная различными злаками в композиции с
вербеной бонарской и рудбекией, заросли различных видов осок, хаканехлои,
фаляриса, огромные куртины мискантуса "зебринус" дополняют картину и
многие другие растения, которые поражают своим разнообразием и живописностью.
Импрессионизм выражен не
в полном его проявлении, видимо это можно объяснить тем, что сад создан за
короткий промежуток времени для туристов, не обойдясь без коммерции, что в свою
очередь привело к тому, что остановив свой взгляд, нет проникновения душой и
телом в окружающее пространство. Да, мы видим,
что садовые комнаты с определенной идеей и тематикой меняются по стилям, по настроению, по колористке
и поражают многообразием и изобретательностью, вызывая различные эмоции. Однако
более глубокий и философский подход к каждой идеи вызвал бы не только эмоции,
но и глубокое впечатление.
Глубокое
впечатление в данном саду можно получить от игры зеленого цвета: его тонов и
полутонов, тени и света, яркости и контраста. Контраст зеленого цвета идет в
градации от декомпозиции (распада композиции) до драматического состояния. За
счет чего, между объектами композиции создается динамичное напряжение, вплоть
до конфликта, которое сменяется нюансовым, едва заметным переходом от одного к другому. Контрастное сочетание растений создает в
композиции внутренний визуальный интерес и этим привлекает зрителя, вызывая у
него различные эмоциональные реакции.
Немало важную роль в построении сада играет
временной интервал. В данном саду в некоторых местах мы видим явное считывание
временного интервала, к примеру, выстриженная садовая мебель, которая идет
вразрез с окружающей природой. Так как важным элементом садов Ож являются
старые небольшие домики, которые хозяева собирали по стране и восстановили их, то искусственно
состаренная мебель, окутанная зарослями растений, была бы наилучшим вариантом,
чтобы подарить вторую жизнь изжитым архитектурным сооружениям и стать им единым
целым с природой. Однако большинство построек настолько стали частью природы,
что заставляет восхищаться красотой их старины, развалин и руин.
Целостности и единства сада можно добиться только в том
случае, когда идет четкое следование заложенной идеи. Как нам известно, идея –
это создание «эволюционного» сада. Так как эволюция – это все-таки естественный процесс
развития живой природы, то я бы отказалась от искусственности, и внесла бы
больше естественности, простоты и
свободы. И моя бы идея сада заключается в том, чтобы слить с природой старые
изжитые постройки, и показать зрителю насколько созданная человеком архитектура
может стать частью природы. А эволюционный процесс можно подчеркнуть тем, как
идет смена одного сорта растения другим, как происходит видообразование и
адаптация этого растения, как эти видоизменения вносят новизну и подчеркивают их
особенность и свойства, находясь в непосредственной близости друг с другом, и только
в этом случае уловить все эти нюансы сможет каждый посетитель сада. Ведь очень
важно, чтобы суть творения была доступна большой аудитории, а не работала на
узкий круг «любителей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий